«Самое главное — уменьшить риски» - интервью А.В.Дутова для журнала «Эксперт»

17 Май 2017

fc1262822cc3

Несмотря на то что наша авиационная конструкторская школа считается чуть ли не лучшей в мире, новые модели российских самолетов и вертолетов, появившиеся на рынке за последнее десятилетие, можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и стоят они порой гораздо дороже западных аналогов. Но это лишь полбеды. Наши авиаконструкторы тратят на их создание слишком много времени и ресурсов. Если американские и европейские концерны новый авиалайнер делают в среднем за семь-восемь лет, а вертолет — за пять, то у нас на это почти всегда уходит не меньше десятилетия. Изменить эту ситуацию должен Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского», объединивший под своей эгидой все отраслевые авиационные институты и центры. Этот институт будет выполнять роль единого центра управления отечественной прикладной наукой в авиационной сфере для формирования опережающего научно-технического задела на основе принципов междисциплинарной конвергенции наук и межотраслевой интеграции технологий. О том, как изменится работа наших авиационных НИИ и КБ, почему необходимо разделить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и для чего НИЦ должен делать собственные форсайты, в интервью «Эксперту» рассказал его глава Андрей Дутов.

Большинство институтов авиационной промышленно- сти созданы еще в первой половине прошлого века. У каждого была своя специализация, своя экспериментальная база, и все занимались разными вещами. Один — аэродинамикой, второй — моторами, другие — испытаниями на земле и в воз- духе, авиационным вооружением. А самолеты создавались следующим образом. Сначала возникало ви 3дение продукта, и все силы и средства бросались на то, чтобы его сделать. Кон- структорские работы начинались на основе решения, что ну- жен конкретный образец. Это было характерно прежде всего для военной техники периода холодной войны. У нас должен был быть ответ на каждый вид американских моделей. Такой же подход существовал и в гражданской отрасли. Требовались самолеты всех классов. Но еще в 1980-е годы возник новый тренд. Американцы с помощью программы «Звездные войны», или СОИ (Стратегическая оборонная инициатива) попытались переосмыслить прикладную науку в области создания слож- ных систем. Они же первыми осознали, насколько повысились риски принятия решений при создании авиационной техники. Не удавалось получать и заявленные тактико-технические характеристики. Тогда появилась концепция опережающего научно-технического задела и была придумана новая схема. В соответствии с ней сначала создаются технологии и, если подтверждается, что они работают, приступают к опытно- конструкторским разработкам. Таким образом можно сокра- тить риски того, что технологию придется дорабатывать на бо- лее поздних этапах — а это дорого и требует дополнительного времени. Выдерживаются и плановые тактико-технические ха- рактеристики. В рамках СОИ американцы влили огромное ко- личество денег в создание опережающего научно-технического задела, чтобы посмотреть, где можно получить прорывные вещи. В итоге решили, что не стоит делать все подряд, а надо сосредоточиться на двух-трех проектах, которые обеспечат превосходство. И такой подход применим как к военным, так и к гражданским разработкам.

Авторы: Ольга Вандышева, Алексей Хазбие

Ознакомиться с полным текстом интервью можно в журнале «Эксперт» №18-19 от 1 мая 2017г. (стр.41). здесь

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera